Роберт Ленц (гр. Браво): «У каждого свой путь! И зачем кто-то должен вторгаться в него?»

Как человек, который постоянно окружен музыкой, находите ли вы время послушать музыку исключительно для себя: по своему настроению и вкусу? Где слушаете?

Конечно, стараюсь находить время. Чаще всего слушаю музыку в машине, заранее загружаю на карту то, что мне нравится. Или в дороге: самолеты, поезда... И конечно, слушаю дома. Но дома я слушаю винил, хотя и крайне редко, просто потому что уже тяжело найти время, чтобы просто сесть и в течение часа слушать пластинку. Даже не представляю, как это происходило, когда я был ребёнком, потому что хватало времени на всё, в том числе переслушать кучу пластинок.

А откуда берёте музыку?

Виниловые пластинки я покупаю, а музыку скачиваю на различных сайтах.

А на каких, если не секрет? Вы скачиваете музыку за платных сайтах или бесплатно? И как в целом относитесь вопросу дистрибуции музыки в сети?

Если мне нравится альбом, то я скорее пойду и куплю себе винил, чем буду скачивать за деньги. А если что-то и скачиваю на бесплатных сайтах, то чаще всего после прослушивания удаляю, поэтому не вижу смысла платить за этот музыкальный контент. Всё что я люблю, я стараюсь найти на виниле и честным образом купить.

Интернет предоставил возможность слушать музыку. Да, сейчас есть масса площадок, где можно легально скачать контент: Apple Music, iTunes, Google Play, Spotify и другие... Но честно сказать, не так часто я нуждаюсь в них, чтобы платить ежемесячно за их использование. И это не моя принципиальная позиция, просто мне удобно скачивать. Я так привык! Ведь у нас столько лет всё было бесплатно в интернете. Мне очень не нравится, что закручиваются гайки, хотя я понимаю, что это борьба с пиратством. Многие мировые звезды сетуют на то, что пиратство убило музыкальную отрасль... Я считаю, что ничего подобного не произошло! Пиратство отправило артистов на гастроли: как только столько людей стало слушать музыку, вы не представляете сколько артистов приехало в Москву с концертами! Это было чудесное время!

Как считаете всем ли музыкантам нужно быть представленными на платных музыкальных магазинах?

Если честно, я даже не знаю... Это сейчас нужно быть везде: начиная от социальных сетей и заканчивая You Tube. Раньше музыканту нужно было попасть на радио и в телевизор. Сейчас по факту просто сменились площадки. Хотя, на мой взгляд, радио и телевидение гораздо эффективнее, за исключением редких случаев, когда твое видео за день набирает миллиард просмотров на твоем личном канале. Но минус в том, что на следующий день может быть ни одного просмотра, и все о тебе забыли. Вопрос в том, что молодым артистам сейчас вообще очень тяжело. Конкуренция огромная, каждый может выложить свое творение в сеть. Я знаю есть замечательные группы, которые очень сложно раскручиваются в том смысле, что они классные, но на их концерты приходит сто человек.

Получается, что вам начинать свою музыкальную карьеру было проще, чем современным музыкантам...

Тогда на самом деле было проще... И я начинал не с группы «Браво». У «Браво» своя история стремительного взлёта. А я играл в группе «Тихий час», потом была группа «Mess Age»... И я вам скажу, что с тихой рокабильной группой «Тихий час» нам удалось выступить на стадионах, в сборных концертах, в крупных отличных залах, поучаствовать в фестивалях. Это было намного проще, чем сейчас. Было меньше артистов, люди ходили на концерты, билеты были дешёвые. Вообще, если вспомнить время конец 80-х-начало 90-х — люди очень много ходили на концерты, стадионы были заполнены. Конечно, всё зависело от популярности музыки, но это была другая ситуация нежели сейчас.

Если бы вам предложили сейчас создать еще никому неизвестную группу и начать её раскручивать, какой стиль бы выбрали и что стали бы делать, чтобы о вас узнали?

Я бы точно не выбирал стиль, исходя из того, что легче раскрутить. Я бы играл то, что мне нравится. Даже потому, что раскрутиться будет тяжело в любом случае. Если говорить о стиле, то я точно выбрал бы что-то потяжелее, в сторону смеси рока и электронной музыки, мне нравится животная энергия в музыке. Неважно какая музыка, но точно должна быть энергия. Или же это должна быть очень красивая лирика...

А что стали бы делать для раскрутки?

Стал бы пробовать всевозможные способы, которые сейчас доступны. Конечно попытался бы пробиться на радио и ТВ.

Получается современный начинающий музыкант должен владеть несколькими профессиями: музыкант, композитор, маркетолог, пиарщик, организатор концертов...

Да он должен быть этим всем, а еще хорошо, если ты сам себе и композитор, и аранжировщик... И всегда так и было! Хорошие продюсеры не появляются рядом сразу, и они только подчеркивают то, что есть. Это не как в каком-нибудь шоу «Голос» тебя причесывают и просят петь то, что нужно...

Кстати, а как вы относитесь к подобным проектам для начинающих музыкантов?

Я их не люблю, просто потому что в этих шоу не раскрывают индивидуальность музыкантов, а скорее навязывают какие-то шаблоны. На шоу «Голос» точно так, — мне лично это вообще не интересно! На American Idol немного поинтереснее, просто потому что у западных музыкантов профессиональный уровень немного повыше, и сама музыкальная школа существует на несколько десятилетий дольше чем, у нас. Там вообще музыканты, как правило, в массе своей выше уровнем. Полно и плохих, конечно, но очень много хороших.

Группа «Браво», действительно, в хорошем смысле слова легендарный коллектив! Как думаете, сейчас среди современных музыкантов есть будущие легенды, которые будут, как группа «Браво», существовать почти 35 лет?

Не знаю, это сложный вопрос. На самом деле, как правило, если мы посмотрим на наших или зарубежных артистов, — они выстреливают сразу с первым альбомом. Поэтому с первой пластинки всё уже ясно. Из современных музыкантов назвать никого не могу, просто потому что не слежу за ними.

А к вам обращаются начинающие музыканты, например, за советом или с предложением спеть дуэтом?

Ко мне лично никто не обращается, потому что я не продюсер. Человек сам должен решать, что ему петь без всяких советов. Если мне посоветует что-то Пол Маккартни, то я, конечно, неукоснительно последую его совету (смеется). Мне кажется у каждого свой путь, и зачем кто-то должен вторгаться в него.

Как относитесь к тому, что сейчас в социальных сетях (сайт ВКонтакте) появилось ограничение при прослушивании музыки в фоновом режиме в пользу легального использования контента правообладателей?

Мне не нравится эта тенденция, я за свободный интернет! Я не против, но мне не нравятся ограничения. Если хотят с чем-то бороться, путь ищут способы как это сделать, а не запрещают все сайты подряд.

Но это же сделано, чтобы защитить права музыкантов?

У меня очень специфическая позиция: я считаю, что это неправильно. Должна быть очень простая единая система, похожая на Apple Music, когда всё лежит в одном месте, при этом ты платишь ежемесячную плату и имеешь доступ ко всему. Но в то же время на том же Apple Music есть не всё, что я хочу услышать, и я вынужден метаться из одного места в другое. Когда-нибудь к этому придут. А по поводу ВКонтакте, то там музыка не того качества, чтобы считать ее действительно качественным музыкальным контентом. Это скорее ознакомительная информация. Планка к качеству слушаемой музыки сейчас очень упала. У нас была классная вещь — свободный интернет, и мы ее лишаемся все больше и больше. Компромисс есть, его нужно искать, но не такими категоричными методами, когда закрывают доступ ко всему.

Совет лично от вас: что стоит и не стоит делать начинающим артистам в их музыкальной карьере?

Если бы я знал ответ на этот вопрос! (смеется)

Всё стоит делать: пробовать, ошибаться. Такой путь у нас у всех: методом проб и ошибок делать то, что тебе нравится! Но не стоит слишком много прислушиваться к советам тех , кому вы не доверяете!

Головкина Ольга

PH: Илья Привезенцев

Другие новости