Noize MC: «Если бы я мог тогда сравнить возможности, которые я имел в то время и сейчас, я сошел бы с ума!»

Ко всему хорошему быстро привыкаешь! Поэтому порой неплохо объективно оценить то, что имеешь и вспомнить, как обстояла ситуация продвижения независимого музыканта 10 или 15 лет назад. Иван Алексеев перед концертом в Петербурге пообщался с нами на актуальные темы развития современной музыкальной индустрии и провел подробную экскурсию по пути становления своего творческого «я». Noize MC с присущей независимостью и беспристрастностью рассказал о своих взглядах на музыку, а также о плюсах и минусах различных способов продвижения, которые есть у современных музыкантов.

Иван, в бешеном ритме жизни музыканта есть время, чтобы следить за музыкальными новинками? Что из последнего появившегося произвело резко позитивное/ негативное впечатление?

Произвести на меня негативное впечатление достаточно сложно. Просто потому я не увлекаюсь культивированием какой-то негативной реакции на определенную песню. Если это и возникает, то совсем ненадолго, и это скорее ноль, то есть игнорирование. Знаете, если посмотреть комментарии к каким-нибудь роликам или трекам в социальных сетях, то обычно негатив всегда превалирует. Людям хочется самовыразиться на эту тему, оставить именно такой отпечаток, как скабрезные надписи в общественном туалете — порой это напоминает что-то такое. Я этим не увлекаюсь и сосредотачиваюсь на том, что мне нравится. Нравится мне, безусловно, самая разная музыка. Из релизов, которые я переслушивал на этой неделе, — это последний на данный момент альбом группы «ASAP Rocky». Несмотря на то, что подача и стиль изложения мне абсолютно не близки, но мне очень нравится музыка, которую они делают. Именно в плане саунда меня их пластинка привлекает. Там есть классные мелодические решения, в плане гармонии интересно, аранжировки...

Я еще люблю английский дуэт Chase&Status и очень за ним слежу. У них есть, пожалуй, моя самая любимая песня за последние десять лет — «End Credits». Так, что еще... Слежу за тем, что у Земфиры выходит, хоть это бывает нечасто, мне очень нравится ее проект «The Uchpochmack».

А что касается русскоязычных исполнителей? Кого еще могли бы отметить?

Если говорить о русском рэпе, то это отличный альбом «Горгород» Oxxxymiron. Я вообще горд за рэп на русском языке, и что есть такой релиз: очень концептуальный, очень плотно зарифмованный, представляющий собой нечто монолитное — большую историю, рэп-роман, где есть сквозные персонажи. И все это не поддается слушателю с первого раза. Это нужно разжевывать, и это точно провоцирует мыслительную работу. Здорово, что молодые люди сегодня имеют вот такой орешек, который не всем по зубам. И опять же за рэп становится не стыдно, в этом плане Oxxxymiron молодец. Я очень ждал этого релиза, но немного опасался, что он свалится в бардовую тематику, в репрезенты, в какие-то такие вещи жанровые и батловые. Но к счастью, это не произошло.

Классный альбом «Байки Инсайдера» у группы Anacondaz — очень рекомендую. К ребятам, мне кажется, вернулась какая-то свежесть их первых записей в таком объеме, что уже для далеко не первой пластинки по счету, — это большое достижение. Я очень за них рад, что у них такое вдохновение, и по саунду они очень продвинулись. Этот альбом надолго застрял в моем плей-листе, и я постоянно их слушаю!

Если бы вы начинали свой творческий путь сейчас, в 2015 году, то что бы сделали по-другому? Как стали бы себя продвигать?

Если бы тогда я мог сравнить возможности, которые у меня были в то время и какие я имею сейчас, то я, наверное, с ума бы сошел! Потому что наши первые записи мы делали следующим образом: я одалживал на местной белгородской дискотеке диджейский пульт с 12-ти секундным сэмплером, мы включали туда два микрофона, подключали его к двухкассетнику. Минус шел с первой Sony Playstation, на котором был сделан. Помимо многочисленных игрушек там был секвенсор, в который можно было забивать минуса. И мы живьем записывали на кассету весь альбом. То есть альбом шел сорок минут, но некоторые песни мы переписывали. Но в целом на это тратили час-полтора, поскольку одолженный пульт надо было отдавать. И потом это все те, кому было интересно, переписывали это с кассеты на кассету, пока качество не превращалось в полный ад. Вот как выглядело продвижение регионального музыканта в 2000 году в нашей стране. Если бы я оказался сегодня в том же возрасте, то я даже не знаю, чтобы это было бы! Я точно знаю, что если раньше на признание и приобретение какой-то минимальной популярности ушло бы года три (которые были бы наполнены плодотворной работой, и только тогда ты смог бы организовать в своем городе концерт, рассчитывая, что на него придет 70-100 человек), то сейчас бы это заняло месяцев шесть. С другой стороны, непонятно, что у современных молодых музыкантов с мотивацией творится. Я вижу с одной стороны людей очень активных и продвинутых, но в то же время встречается огромное количество нытья, что пробиться невозможно и подобное! Хотя, в принципе, это всегда было, но тогда на рубеже веков сказать кому-то, что ты будешь записывать хип-хоп музыку, и это приведет к какому-то успеху уровня «я не хожу на работу, а занимаюсь только музыкой», то над тобой бы просто все смеялись. Это даже не рассматривалось всерьез ни в какой плоскости. В это могли поверить только трое-четверо друзей, которые, скорее всего, вместе с тобой этим и занимались. Сегодня все это по-другому выглядит!

Отдельно я хотел бы отметить возможности и актуальность видео. То, что видео правит всей музыкальной индустрией — это было понятно на рубеже 80-х и 90-х. Тем не менее, чтобы добиться минимального технического соответствия и для того, чтобы твои клипы крутили по телевидению, нужно уже было вложиться в кинопленку, и даже если у тебя в кадре ничего не происходит, у тебя есть один локейшн, у тебя нет времени везти куда-то съемочную группу, ты не можешь поставить нормальный свет, то есть если ты просто снимаешь на кинопленку, то стоимость видеоклипа уже начиналась от 10-15000 $! И это при том, что в клипе не происходит ничего.

В 2009 году, я помню, появились фотоаппараты «Canon Mark2», и все сразу сказали: «Клипмейкеры, всем пока! Ребята, у вас горы оборудования, вы берете бешеные суммы за кинопленку и все остальное! Кажется, ваш век закочен». Это не вполне так. Безусловно, все эти люди на сегодняшний день переквалифицировались, появились камеры «Red», цифровые, но более менее повторяют киношное качество. Стоимость видеопродакшна значительно снизилась, теперь это доступно всем. Более того, тогда не было развито потоковое видео — до 2006 года не было YouTube. Получалось, что если ты снял клип, и его не берут на ящик, то все — ты снял его в стол. Сегодня технические требования гораздо ниже, сегодня хоумвидео может собрать миллионы просмотров, и его могут увидеть, соответственно, миллионы людей, — если в нем есть какая-то цепляющая фишка. Все это раньше было невозможно. Сейчас все дороги открыты, и единственная проблема существует в высокой конкуренции и в том, что контента производится очень много, и люди просто не успевают все отследить и сконцентрироваться на нем. Потому что непонятно, в какую сторону смотреть.

Если раньше было какое-то темное пространство, в котором возникали вспышки, то сейчас это просто ослепительный свет со всех сторон. Можно провести аналогию с фильмом про Эми Уайнхаус. В этом фильме меня поразили многие моменты, и я узнал, что был на планете музыкант более несчастный и более одинокий, чем Курт Кобейн (раньше у меня в голове такое не поместилось бы). Так вот, там есть фрагмент, когда она идет от клуба до машины, и папарацци настолько часто фотографируют, то это непохоже даже на стробоскоп! Это похоже на трещащий, слегка дрожащий звук: тщщщщщщ! И если сравнивать с частотой появления контента тогда и сейчас, то сегодня это происходит именно как огромный поток ослепляющих вспышек. Проблема в том, что ты не понимаешь, на какой из них сосредоточиться и понять, какая из них ярче.

Именно поэтому в ближайшем будущем не появится, скорее всего, таких глобальных звезд, как Ленинград, Земфира, Мумий Тролль, Сплин — таких глобальных стадионных артистов, может, только в виде исключений. То есть те, кто выстрелил тогда и использовал старые медиаресурсы, чтобы пробиться к своему слушателю, — они все собирают стадионы и будут собирать очень долго!

Сейчас молодым исполнителям добиться такого уровня очень сложно. Раньше канал был сужен: если ты попадаешь на три музыкальных телеканала и если тебя еще показали по федеральному каналу, то от тебя никуда не деться, тебя все слышали и все тут! А сейчас все в разы сложнее устроено. Но тому, что существует сейчас гораздо честнее, нет места слепой случайности. То есть место этому есть, но это успех будет краткосрочным. Сейчас чтобы артисту оставаться на плаву год за годом артисту приходится работать гораздо больше и творить на высочайшем уровне и выжимать максимум, который он может. А раньше, конечно, можно было бы выпустить альбом и 3-5 лет расслабляться и не переживать.

Получается, что раньше не было никаких ресурсов для продвижения, но появлялись музыканты, которые востребованы до сих пор. А сейчас есть все для продвижения, а ярких музыкальных заявлений о себе видим не много. С чем это связано?

Кажется, у Пелевина я читал, что количество писателей в современном мире уже превышает количество читателей. Поэтому читать сейчас некому и некогда, потому что все пишут. Такая проблема действительно существует и она в корне отличается от проблем 10-15 —летней давности, но это тоже проблема.

Сейчас в Интернете нас окружает множество цифровых музыкальных сервисов. Какими вы пользуетесь, и как часто скачиваете музыку за деньги?

Да, я часто скачиваю музыку на iTunes. Последнее, что скачал — это был альбом «Dr.Dre». Я не всегда гоняюсь за новинками, незадолго до этого я скачал его альбом, который выпущен в 1999 году. Это одна из первых моих рэп-кассет и очень знаковая для меня запись. Более того, я ее взял у школьной подруги, и ни она, ни я не знали, что это вообще такое. Я слушал, мне очень нравилось, и я гадал, что это за группа. И только потом, когда услышал на диске Eminem одну из песен, которая была на моей кассете, тогда я вычислил, что это Dr.Dre. Причем было так забавно, тогда у меня был журнал RAp Press, который выпускал Дмитрий Нечаев. В этом журнале была рецензия на этот заслушанный мною альбом Dr.Dre, и я, на тот момент слушая его, читал эту рецензию и не понимал, что это о нем. Там были названия треков, люди описывали его, но мне это никак не помогало (смеется).

А вообще я постоянно что-то качаю, на музыку не скуплюсь и скажу, что купить себе альбом за 150 рублей может себе позволить кто угодно. Подобные деньги я тратил на записи, когда покупал лицензионные кассеты. Тогда в 2000 году я отдавал 60-80 рублей за кассету не думая. Если попытаться представить инфляцию, которая за это время произошла, и сопоставить, сколько стоила музыка тогда, и сколько стоит сегодня, то стоимость альбома сейчас становится абсолютно приемлемой. Тем более, сейчас все сервисы доступны, они есть в телефоне. Для покупки музыки требуется два клика, и мне кажется уже хватит беситься с жиру, можно музыкантам и подкинуть за их творчество. И вообще, это банально просто удобно. Мне нравится, что у меня в телефоне есть фирменная обложка, все треки правильно написаны, не нужно что-то качать, заливать, менять самому треки, которые написаны с орфографическими ошибками.

А что касается вашей музыки, следите ли вы за динамикой прослушиваний и скачиваний на цифровых площадках?

Я не слежу за такими цифрами. Наверняка у всех музыкантов в целом наблюдается положительная динамика. Конечно, большинство людей слушают наши треки в социальных сетях и многие скачивают бесплатно, но кто-то и покупает. Выпускающие компании предлагают нам довольно вменяемые авансы, значит, их отбивают, и значит это работает. Если бы не работало, нам бы таких денег не предлагали.

Стоит ли независимым музыкантам размещать свою музыку на таких площадках?

У каждого музыканта должна быть такая опция. Первым делом нужно озаботиться созданием эффектного интересного видео, которое как-то передает атмосферу его творчества. Когда у тебя уже есть видео и ощутимое количество просмотров, то туда уже зашиваются и ссылки на iTunes, Google Play, и другие площадки. Все это делается достаточно просто, и стоит на это потратить некоторые силы. А не просто сидеть на диване и ныть, что все сложно и ничего не получается.

Какими качествами должен обладать идеальный музыкант и исполнитель?

Набор прост — харизма и репертуар. Но только некоторые считают, что одно важнее другого, это не так. Харизма без репертуара не будет долго работать. Без репертуара это будет такое выкручивание мокрой майки, когда тебе нужно набрать ведро воды. Что-то, конечно, можно из этого получить, но ведро не наберется. Есть множество музыкантов с отличным творческим багажом, которые не были востребованы. А что кто-то потом открыл для себя их удивительное творчество — это прекрасно, безусловно, потому что хороший репертуар он никуда не денется, он обязательно найдет своего слушателя, но вопрос, застанешь ты в той фазе, в которой хотел бы — другой вопрос. И еще: исполнитель должен обладать напором, уверенностью в себе. Он должен чувствовать, что то, что он делает — это круто! Если жмешься, стесняешься что-то показать, то современному слушателю точно не до тебя, он сам не раскопает тебя из глубин — это факт.

Головкина Ольга

Фото: Павел Соколов

Другие новости