Принять участие и подать заявку на знаменитый Грушинский фестиваль теперь можно прямо на Золотой дорожке

У вас есть прекрасная возможность быть услышанными уже сейчас членами жюри фестиваля под руководством Александра Городницкого и Юрия Полякова, прикоснуться к многолетней культурной песенной традиции и спланировать свой летний отдых на волжских берегах. На музыкальном портале "Золотая дорожка" можно подать заявку до 31 марта на участие в Международном Грушинском Интернет-конкурсе 2014 года.

41 Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина в 2014 году традиционно соберет вместе в живописном месте на Федоровских лугах тысячи любителей авторской песни. За более 40 лет своего существования Фестиваль стал любимым и родным не только для жителей России, но и поклонников из зарубежных стран.

Фестиваль посвящен Валерию Грушину, студенту, большому любителю туризма и туристской песни, который погиб, спасая тонущих детей. С самого начала фестиваль зарекомендовал себя как мероприятие для настоящих ценителей авторской песни, романтиков и любителей простого человеческого общения. И если в первые годы на него собиралось чуть больше сотни человек, то теперь аудитория фестиваля насчитывает сотни тысяч.

Фестиваль 2014 года пройдет под знаком легендарного исполнителя Юрия Визбора, которому исполняется 80 лет со дня рождения.

Юрий Иосифоыия Визбор (20 июня 193417 сентября 1984) — советский автор-исполнитель песен (бард), киноактёр, журналист, прозаик, сценарист, поэт, один из основоположников жанра авторской песни, создатель жанра песни-репортажа, автор более чем 300 песен.

Окончив в 1955 Московский государственный педагогический институт, Визбор работал школьным учителем, затем служил в армии радистом, объездил почти весь Север России. В армейских газетах появились его первые публикации — рассказы, стихи, строевая песня связистов. С возвращением в Москву начинается его карьера радиожурналиста. В эфире звучат «песни-репортажи» Визбора, в которых он в манере сдержанного, «сурового» лиризма, противопоставленного пафосному тону официоза, повествует о первопроходцах и летчиках, о прокладке дорог и морской путине — повествует как о близких лично ему людях и событиях («На плато Расвумчорр», 1961; «Хамар-Дабан», 1962; «Ночной полет», 1964; «Тралфлот», 1965; «Репортаж с трассы Хорог-Ош», 1965; «Капитан ВВС Донцов», 1967; «Песня о подводниках», 1970; «Мы вышли из зоны циклона...», 1980).

«Песня-репортаж» — лишь один из жанров, оформлявших найденный Визбором-журналистом документальный материал. Чаще последний давался в свободном лирическом изложении, как в песнях «Якоря не бросать» (1963), «Остров Путятин» (1963), «Три минуты тишины» (1965), «Окраина земная» (1965), «Се-рега Санин» (1965), «Ботик» (1968), «Я иду на ледоколе» (1973), «Таллин» (1978), «Ледовая разведка» (1980) и др. Кроме того, из этого материала делалась проза В.: очерки «Ночь на плато» (1965), «Все без обмана» (1968), «Подвиг на Короне» (1972), «Лучше гор — только горы!» (1978), «Когда все были вместе...» (1983); рассказы «Ноль эмоций» (1965), «Снег» (1965); повести «Арктика, дом два» (1968), «Альтернатива вершины Ключ» (1981), «Завтрак с видом на Эльбрус» (1983). Выбор героев (здесь это моряки, поисковики, полярные летчики, альпинисты, горнолыжники), изображение «настоящих мужчин» в экстремальных ситуациях, в острых нравственных столкновениях, в преодолении своих душевных драм — все это обусловлено моральными и эстетическими идеалами интеллигенции конца 1950-60-х, влиявшими на литературу той поры. Сборник рассказов, вышедший в Мурманске в 1966, был первой книгой Визбора.

Вместе с коллегами он организовал популярную в 1960-е радиостанцию «Юность», готовил ее программы; при его ближайшем участии создавался и «Кругозор», первый в стране журнал с звукозаписями на гибких пластинках.

С 1970 Визбор работал в творческом объединении «Экран» Центрального телевидения, выступая в качестве сценариста (иногда и режиссера, автора текста) многих документальных фильмов. По его сценариям сняты художественные ленты «Год дракона», «Капитан Фракасс», «Прыжок»; в театрах ставились его пьеса «Автоград-XXI», инсценировка «В списках не значился» (обе в соавторстве с М.А.Захаровым, 1975). Визбор также сыграл разноплановые роли в кино («Июльский дождь», «Красная палатка», «Рудольфио», «Семнадцать мгновений весны» и др.).

Главное в наследии Визбора — песни; всего их более 400. В них полно выразилось жизненное самочувствие самого автора и той части его поколения, для которой главными ценностями были автономия души и тепло человеческих отношений.

Московская тема, одна из существенных в его песнях, звучала звонко и мажорно до начала 1960-х, пока жил свой двор и надежным приютом был дом 8/10 на Неглинной («Охотный ряд», 1960; «О Москва святая», 1962; «Песня о Москве», 1963). Потом преобладающим в ней становится мотив «городского одиночества», кажущегося подчас безысходным. Оно усугубляется разлукой с женщиной («Такси», 1965; «Телефон», 1970; «Воскресенье в Москве», 1970), расставаньем с друзьями («В Аркашиной квартире», 1979). Постепенно возникает ощущение замкнутого пространства, и мир сводится к печальному виду из окна: «Кусок асфальта, мокрые машины, / Высотных зданий сизые вершины — / Таков пейзаж из форточки моей» («Октябрь. Садовое кольцо», 1981).

Но еще в 1950-е Визбор и его друзья открыли для себя простор ближнего мира — Подмосковье, куда всегда можно было вырваться из городской тесноты, остро ощутить близость с природой и друг с другом («Здравствуй, осень!», 1959; «Подмосковная», 1960; «Подмосковная зима», 1963). Тогда, в «туристский» период творчества, эти переполняющие душу ощущения выплеснулись у Визбора одновременно в стихе, мелодии и голосе, связав их неразрывно и навсегда в особом артистическом единстве — в визборовской песне. По наблюдению Л.Аннинского, «в его голосе искрилось ликование, у него улыбалось каждое слово, каждый звук; эта свободно играющая радость окрашивала у него любую песню, даже грустную» (Аннинский Л. Гитара Визбора. С.8). Действительно, словесно-образный ряд в песне Визбора строится в прямом расчете на интимную мелодико-интонационную экспрессию, которая существенно дополняет и усиливает вербальные смыслы и не только передается в исполнении, но воспринимается в читаемом тексте, часто поддерживаемая куплетно-рефренной структурой последнего.

За ближним миром открывались дальние; за ними — «окраина земная», а в центре бытийного пространства у Визбора встали горы, абсолютно возвышаясь над всем земным — вещественно и духовно. К этой сердцевине мира сходились линии странствий и линии судьбы. «Я сердце оставил в Фанских горах» («Фанские горы», 1976),— так, перефразируя стих Р.Бернса, определил Визбор важную тему своей жизни и поэзии. Сильные и сложные чувства, впервые захватившие Визбора на Кавказе, во время восхождений, едва обозначены в ранних песнях («Теберда», 1952; «Каракая», 1954; «Синие горы», 1956), лирическая речь, за исключением нескольких строк, оставалась книжной; она по-настоящему «запела» в «Домбайском вальсе» (1961). Далее «горная» песня, сохраняя вершинный для Визбора смысл, предстает в трех жанрово-стилевых разновидностях: веселый гимн свободе тела и души («Хижина», 1962; «Зимний лагерь "Алибек"», 1962; «Горнолыжная», 1965; «Настанет день...», 1978); сюжетная элегия, передающая авторское переживание эпизода («Снегопад», 1966; «Непогода в горах», 1978); патетическая ода воле, мужеству, дружбе восходителей («Июльские снега», 1966; «Песня альпинистов», 1967; «Памяти М. Хергиани», 1976; «Памирская песня», 1977; «Третий полюс», 1982 и др.).

Еще одна значительная тема его песен — вечный круговорот расставаний, возвращений, последних разлук, вызывающий у автора то щемящую грусть, то печальную улыбку, то скепсис, то надежду («Ты у меня одна...», 1964; «Песня об осени», 1970; «Ах, что за дни такие настают...», 1972; «Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены...», 1973; «Улетаем», 1974; «Памяти ушедших», 1978; «Передо мною горы и река...», 1978; «Давайте прощаться, друзья», 1980).

При жизни Визбор его песенное наследие почти не издавалось и не получило серьезной критической оценки. Но оно широко распространялось в магнитофонных записях, в концертном и бытовом исполнительстве.

Использованы материалы сайта www.hrono.ru

Другие новости